Силия Грин



Человеческое уклонение

The Human Evasion
by Celia Green



Сайт Силии Грин http://www.celiagreen.com[eng]
Оригинал http://deoxy.org/evasion/toc.htm[eng]
Перевод http://progstone.nm.ru/evasion/toc.html[ru]


Избранные отрывки

Особое внимание следует уделить фразе "убегание от реальности", в которой "реальность" - это почти всегда синоним "человеческие существа и их дела". Например: "Неправильно проводить так много времени над теми затхлыми старыми астрономическими книгами. Это убегание от реальности. Ты должен выйти и общаться с людьми." (Интерес к любому аспекту реальности, требующий сконцентрированного внимания в одиночестве рассматривается как особенно опасный симптом.) Это использование приводит к интересному результату - если кто-то действительно проявляет интерес к реальности, о нем почти наверняка скажут, что он от нее убегает.

Здравомыслие может быть описано как кропотливое (conscientious) отрицание реальности.

Здравомыслящий человек гордится своей способностью не обращать внимания на важные факты и интересоваться неважными. О называет это обладанием чувством перспективы, или сохранением "пропорций".

Мне вспомнились дикобразы Шопенгауэра (porcupines of Schopenhauer). Они хотели свернуться вместе, чтобы согревать друг друга, но оказалось, что они колят друг друга своими иглами. Если они держались друг от друга подальше, опять становилось холодно. Поэтому они устанавливали расстояние, на котором они еще согревали друг друга, но без контакта с иглами. "Это расстояние с тех пор называют приличием и хорошими манерами."

Но гораздо более вероятно, что вы приобрели некоторое компенсаторное отношение к любым таким символам выдающести (outstandingness). Оно может давать очень приятное ощущение благородного превосходства при обсуждении глухоты Бетховена, и эдипова комплекса Шекспира, и неудач Ницше у женщин в более или менее просвещенной манере. Так, у МакНила Диксона (MacNeile Dixon) читаем:

Так со всеми известными властителями ума (monarchs of the mind). Они ужасают вас своим авторитетом.... Как царственны их жесты, как несравнима их техника!
Однако, нет нужды тревожиться. Наберитесь мужества, подойдите немного поближе, и что же вы обнаружите; что у них человеческие желания и слабости, подобные вашим собственным. Вы можете обнаружить, что Кант курил, играл в биллиард и питал слабость к засахаренным фруктам. Это открытие сразу рисует его внушающим меньше страха.
Этот подход не только полезен для избавления от ощущения ущербности, но также позволяет гораздо проще игнорировать все, что бы Кант, Ницше, Юм (Kant, Nietzsche, Hume) и т.д. ни говорили о реальности.

Общество начинает казаться менее иррациональным, если осознавать его истинную функцию. Оно должно помочь каждому уберечь свой ум от реальности. Это автоматически следует из факта, что оно - ассоциация (объединение) здравомыслящих людей, и уже было показано, что здравомыслие возникает из непрерывного заполнения "другими людьми" любого пространства, в которое могла бы без разрешения проникнуть метафизическая проблема.

Война полна напоминаний, что вещи происходят, и что пространство и время реальны, и что после взрыва бомбы - это совершенно не то же самое, что после, и что есть опасности и неопределенность. Как тогда здравомыслящее общество может избежать риска позволить населению получить подобный опыт, даже случайный? Я думаю, если вы задаетесь этим вопросом, то это происходит только потому, что вы недооцениваете устойчивость (robustness) здравомыслия к ошибкам. Если вы запрете людей в тюремном лагере и помучаете их несколько лет, они не выйдут оттуда со словами: "По существу я ограниченное животное и это нельзя вынести. Как я могу продолжать жить в теле, которое можно мучать таким образом? Я требую, чтобы человеческое общество прекратило все, чем оно занимается, и начало бороться с ограниченностью всеми возможными способами...." Вместо этого они выйдут оттуда со словами: "Это ужасно, что другие люди позволяют случаться войнам, в которых можно довести людей до такой деградации и напомнить о их пределах. Они не должны происходить; это нарушает права человека; мы потрясены злом в сердце человека. В то же время мы требуем компенсации от общества -- трудоустройства, жилья и пособий по инвалидности..."

Чтобы эффективно отвлечь людей от реальности, общество вынуждено предоставить им псевдо-цели, гарантированную бесцельность. (Или, как альтернативу, псевдо-беспокойства (pseudo-frustrations), гарантированный перманент (permanent - химическую завивку).) Существует два основных вида псевдо-целей или псевдо-беспокойств; они известны как "зарабатывать на жизнь" ('earning a living') и "воспитание потомства" ('bringing up a family'). Они оба обеспечивают человеку железное алиби для неделания ничего, что они хотят от своей жизни. (Конечно, он не хочет быть вольным делать то, что хочет, поэтому все в порядке.) Здравомыслящие люди расценивают очевидно целеустремленную деятельность продезинфицированной числом -- т.е. если вовлечено достаточно большое число людей, они чувствуют уверенность, что результат будет безопасен для здравомыслия, не важно, насколько возмутительной может показаться работа. Самыми крупномасштабными примерами могут послужить война и политика.


ЭZО-Сеть. Новости эзотерики        
Hosted by uCoz