…Что крайне интересовало меня в детстве и что не
перестает интересовать по сей день — это слава и чудо
вылупления из яйца. Бывают в детстве благоуханные дни, когда,
возможно,
из-за какого-то замедления времени выходишь за дверь не в
явный, а в дремлющий мир.
Не в мир человека или природы, а в неодушевленный мир камней,
минералов, предметов. Неодушевленный мир, раскрывающийся
бутоном... Остановившимся от удивления детским взглядом,
затаив дыхание, ты наблюдаешь, как в этом царстве латентной
жизни начинает медленно пробиваться пульс. Ощущаешь невидимые
лучи, вечно струящиеся из самого отдаленного космоса, и
понимаешь, что такие же лучи испускаются одинаково микрокосмом
и макрокосмом. «Что вверху, то и внизу». И ты в
одно мгновение освобождаешься от иллюзорного мира материальной
реальности и с каждым шагом вступаешь заново в carrefour
(перекресток, развязка) всех этих концентрических излучений,
каковой единственно и является истинной сущностью
всеохватывающей и всепроникающей реальности.
Смерть не существует. Все сущее есть изменение, колебание,
создание и пересоздание.
Песнь мира, заключенная в каждой частичке той специфической
субстанции, что мы именуем материей, несется вперед в
неравновесной гармонии, проникая собой ангелическое существо,
дремлющее в оболочке физического тела, называемого человеком.
Стоит такому ангелу принять на себя бремя владычества, и
физическое существо начинает неудержимо цвести. И во всех
царствах мира начинается тихое и настойчивое цветение.
Почему мы думаем, что ангелы, которых мы по-дурацки связываем
исключительно с огромными межзвездными пространствами, любят
все считающееся mignon?(малое)
...Как только я дохожу до берегов канала, где ждет меня мой
миниатюрный мир, ангел во мне берет на себя бремя владычества.
Я более не наблюдаю мир — мир сосредоточен внутри.
Я ясно вижу это равно открытыми и закрытыми глазами. Это
— чары, не колдовство. Сдайся, и блаженство, которое ты
переживаешь, сдастся тебе. И то, что прежде было разрухой,
гниением и грязью, преобразится.
Микроскопическое око ангела видит бесконечные части,
составляющие божественное целое; телескопическое око ангела не
видит ничего, кроме всеобщности, которая совершенна.
Разбуженный ангел видит лишь вселенные — размер не
важен.
Когда человек, с его жалким чувством относительности, смотрит
через телескоп и восхищается неизмеримостью творения, он тем
самым признается, что он преуспел в сведении безграничного к
ограниченному. Он как бы приобретает оптическую лицензию на
беспредельное величие непостижимого для него творения. Что
может иметь для него значение, если он укладывает в фокус
своего микроскопического телескопа тысячи вселенных? Процесс
увеличения лишь обостряет чувство миниатюрности. Но человек
чувствует — или притворяется, что чувствует, —
себя уютнее в своей маленькой вселенной, когда он открыл, что
лежит за ее пределами. Мысль, что его вселенная может быть не
больше, чем крошечная кровяная корпускула, вводит его в
состояние транса, убаюкивает муку отчаяния. Но использование
искусственного ока, не важно, до каких чудовищных размеров оно
ни было бы доведено, радости ему не приносит. Чем большее
пространство охватывает он своим взглядом, тем страшнее ему
становится. Он понимает, хотя и отказывается верить, что при
помощи этого ока ему никогда не проникнуть — и тем более
никогда не стать соучастником — тайны творения. Смутно и
неясно, но он сознает: чтобы вернуться в таинственный мир, из
которого он появился, нужны другие глаза.
Мир своей истинной сущности человек может увидеть лишь
ангелическим оком.
* * *
С этими миниатюрными царствами, где все скрыто в глубине, все
немо, все преображено, можно нередко встретиться в книгах. На
короткий миг испытываешь тот же род головокружения, что и
вагоновожатый, покидающий свое место в трамвае, когда тот
валится под откос. Вслед за этим — одно сладострастие.
Сдайтесь снова! Сдайтесь на милость чарам, сделавшим лишним
даже автора, и тотчас же ритм вашего времени замедлится.
И вы замрете, впитывая в себя словесные построения, которые
задышат, как живые дома. И кто-то, кого вы никогда не
встречали и никогда не встретите, появится из ничего и
овладеет вашими помыслами и чувствами.
* * *
Подлинное прошлое деятельно, оно завалено сувенирами очень
близкими, сидящими тут же — сразу под кожей. В том,
ином, прошлом, таком всеобъемлющем, таком текучем, таком
искрящемся, не существовало разницы между прошлым, настоящим и
будущим. Оно лежало вне времени, и если я называю его прошлым,
то лишь подразумевая возвращение, каковое, в свою очередь,
является не столь возвращением, сколь восстановлением.
Рыба, подплывающая обратно к источнику собственного бытия.
В моих ушах отзывается гул моря. Память подавлена. Я —
глубоко в лабиринте раковины, в такой же целости и
сохранности, как частичка энергии, дрейфующая в море звездного
света. Глубокий сон, восстанавливающий душу. Я просыпаюсь
рожденным заново. День лежит передо мной бархатистым лугом.
Воспоминаний нет. Я — свежеотчеканенная монета, готовая
пасть на ладонь первого подошедшего.
Как раз в такой день со мной может произойти одна из случайных
встреч, способных изменить весь ход жизни. Незнакомец,
подходящий ко мне, здоровается со мной как со старым другом.
Нам достаточно обменяться всего парой слов, и интимная
стенография древнего братства сразу же вытесняет современную
речь. Наша связь загадочна и серафична, мы общаемся с
легкостью и быстротой глухонемых от рождения.
Я иду на нее с единственной целью — РЕОРИЕНТАЦИИ.
Изменение хода жизни, как я уже излагал, означает простую
вещь — коррекцию моего положения относительно звезд.
Незнакомец — он только что из другого мира —
подсказывает мне направление. Определив истинные координаты, я
прокладываю курс через заранее нанесенные на карту царства
судьбы.
И, подобно улице, плавно вставшей в нужное положение, иду к
верному совмещению координат. Наконец движение началось.
Панорама, расстилающаяся передо мной, величественна и страшна.
Истинно тибетский пейзаж манит меня вперед. Я не знаю, создан
ли он моим внутренним оком, или произошел катаклизм,
возмущение внешней реальности, подстроившейся к полной
реориентации, которую я только что завершил.
Знаю только, что я еще более одинок, чем когда-либо. Все, что
случится отныне, будет шоком или открытием. Я не один. Я среди
других одиночек. И все мы, каждый из нас, говорим на своем
собственном, неповторимом языке! Мы — словно собравшиеся
вместе боги, каждый — в ауре своего собственного
непостижимого мира. Это первый день недели — нового
цикла сознания. Цикла, который, как знать, продлится ровно
неделю или всю жизнь человеческую.
En avant, je me dis. Allons-y! Nous sommes la`.
Вперед, говорю я себе. Пойдем! Вот и мы.
* * *
- Возраст ничего не значит, — остановил он меня. —
Не возраст делает нас мудрыми. И даже не опыт, как это
изображают. А живость ума.
Живой ум и мертвый... Вы должны знать, что я имею в виду. В
этом мире и в любом другом существуют лишь два класса людей:
живые и мертвые. Для тех, кто развивает свой ум, нет ничего
невозможного. Для остальных все представляется невозможным,
или немыслимым, или тщетным. Когда день за днем живешь среди
невозможного, начинаешь задумываться, что же значит это слово.
Или, скорее, каким образом оно стало означать то, что
означает. Есть мир света, где все ясно и очевидно, и есть мир
душевной смуты, где все темно и непонятно. Оба мира реально
существуют. Обитателям мира тьмы время от времени
приоткрывается мир света, но живущие в мире света ничего не
знают о тьме. Люди света не отбрасывают тени. Им неведомо зло.
Как и черные мысли. Они не влачат за собой цепи, они
свободны.
До возвращения в эту страну я общался только с такими людьми.
В некотором смысле моя жизнь необычней, нежели вам
представляется. Родись я в другую эпоху, мог бы стать кем-то
вроде Христа или Будды. В наше время я выгляжу малость
чудаком. Даже вам трудно думать обо мне иначе.
Грядет время, когда человек не будет отличаться от Бога. Когда
человек полностью раскроет все свои возможности, он
освободится от пут человеческого сознания. То, что называется
смертью, исчезнет. Все изменится, необратимо изменится.
Исчезнет необходимость дальнейших перемен. Человек станет
свободным, вот что я имею в виду. Как только он делается
Богом, то есть по-настоящему самим собой, он тут же понимает
свое предназначение, которое заключается в свободе. Свобода
всему возвращает его истинную суть, каковая есть совершенство.
Не думайте, что я говорю как церковник или философ. Я отрицаю
и религию, и философию, категорически. Они даже не являются
необходимой ступенью, как людям это хочется думать. Их должно
преодолеть одним прыжком. Если верить во что-то, что вне тебя
или над тобой, станешь жертвой этого. Существует лишь одно
— дух. Он все и вся, и когда это постигаешь, становишься
воплощением духа. Ты — это все, ничего другого не
существует... Понятно, о чем я говорю?
Я утвердительно кивнул. Я был несколько ошеломлен.
Вы понимаете,— сказал Клод,— но суть от вас
ускользает. Понимание — ничто. Глаза должны быть
открыты. Постоянно. Чтобы открыть глаза, необходимо
расслабиться, а не напрягаться.
Не страшитесь упасть обратно в преисподнюю. Падать некуда. Вы
в этом, и вы принадлежите этому, и однажды, если будете
настойчивы, вы станете этим. Заметьте, пожалуйста, я не
говорю, что будете иметь это, потому что тут нет ничего, чем
можно было бы обладать. И запомните, вы также не должны будете
ничему принадлежать! Вы должны будете освободиться. Не
требуется делать никаких упражнений, ни физических, ни
духовных. Подобные вещи как ладан — они пробуждают
чувство святости. Вы должны стать святым без святости.
Мы должны быть цельными... завершенными. Это и значит быть
святым. Любая другая святость есть ложь, ловушка и иллюзия...
* * *
Это я и хотел сказать вам: чтобы вы вспоминали обо мне, когда
окажетесь в беде. Речь не о том, что я смогу вам помочь, не
думайте об этом! Никто не поможет. Да, наверно, никто и не
захочет. Вы, — произнес он, подчеркивая каждое слово,
— вы должны будете сами справляться с трудностями. Но по
крайней мере вы будете знать, вспомнив обо мне, что есть в
мире человек, который знает вас и верит в вас. А это всегда
помогает. Секрет, однако, в том, чтобы не беспокоиться, верит
ли кто в вас, даже Всевышний. Нужно понять, и так, несомненно,
будет, что вам не нужна ничья защита. Не стоит также и жаждать
спасения, ибо спасение — это только миф. Что требует
спасения? Спросите себя сами! А если и требует, то спасения от
чего? Нет нужды в искуплении, потому что то, что человек
называет грехом и виной, не есть абсолют. Живые и мертвые!
Просто помните об этом! Проникнув в живую суть вещей, вы не
найдете там ни ускорения, ни затухания, ни рождения, ни
смерти. Коротко говоря, есть тo — и есть вы, и не
ломайте над этим голову, потому что это умом не постичь.
Примите это как данность и забудьте — или сойдете с
ума...
* * *
Есть, оказывается, язык, который не выводит меня из
себя,— и это всегда один и тот же язык. Сжатое до
размеров макового зернышка, все его безграничное содержание
умещается в два слова: «Познай себя!» В своем
одиночестве, не просто одиночестве, но изолированности,
отъединен-ности от однородной массы, я пробегал по ладам
губной гармоники, говоря на единственном неповторимом языке, и
голосом чистой невыразимой души, взирая на все новыми глазами
и абсолютно по-новому. Ни рождения, ни смерти! Ну конечно! Что
может быть сверх того, что есть в настоящий момент? Кто
сказал, что все хреново? Где? Почему? В день седьмой Бог почил
от всех дел Своих. И увидел Он, что все хорошо весьма.
D'ассоrd.(Согласен).
* * *
- Ты человек тяжелый, как все художники. но когда речь заходит
о жизни, я имею ввиду, когда сталкиваешься с жизнью, ты просто
ребенок. Мир – это сплошная мерзость. Ты, конечно,
живешь в нем, но ты не принадлежишь ему. Ты живешь как
зачарованный. От мерзости ты защищаешься тем, что превращаешь
ее во что-то красивое.
* * *
- Может, я не сумею объяснить тебе этого, но знаю, что я прав.
Иметь собственный мир в душе и жить в нем не означает быть
непременно слепым к так называемому реальному миру. Если
писатель не знает повседневной жизни, не погружен в нее
настолько, что начинает бунтовать против нее, у него не будет
того, что ты называешь собственным миром. В душе художника
живут оба мира. И он точно такая же существенная частица этого
мира, как любой другой человек. В действительности он куда
больше принадлежит ему, глубже погружен в него, нежели другие,
по той простой причине, что он — творец. Мир — это
материал для его творчества. Другие довольствуются своим
крохотным мирком — своим маленьким делом, своим узким
семейным кругом, своей мелкой философией и так далее. Черт
подери! Я потому до сих пор не стал великим писателем, что
пока еще не вместил в себя весь огромный мир. Дело не в том,
что я не знаю, что такое зло. Не в том, что не вижу порочности
людей, как ты, похоже, считаешь. Дело в другом. В чем, я и сам
не знаю. Но придет время, и я в конце концов узнаю. И тогда
стану факелом. Я озарю мир светом. Высвечу самое его нутро...
Но не стану осуждать его, нет!