Бодхидхарма
Вопрос «Почему Бодхидхарма пришел с Запада» обычно понимают, как «а почему собственно он пришел из Индии, где ему было по любому хорошо, в непонятки неизвестные под название Китай где ему абсолютно ничего особо не светило».
На самом деле как и все древние штучки этот вопрос тогда очень часто использовался как замена другому вопросу который сейчас знают не все - "В чем смысл Дзен?"
Что ж нам сейчас известно про Бодхидхарму?
Да фактически очень много и ничего. От очень обширной и детальной хронологии жизни до утверждения что личность это мифическая и в общем то выдуманная.
Слово Бодхи (инд.) означает святой или божий. Слово Дхарма (инд.) означает учение или гармонию и согласие. Так что как хотите так и составляйте себе смысл. На самом деле, в Китае его звали просто ПутиДамо или сокращенно Дамо. Ну потому что у них транскрипция тоже тогда была и поэтому как бы вот.
Родился он в Южной Индии т.е. был индусом, около 400 г. (все даты касающиеся событий жизни Бодхидхармы точно не установлены и разброс 50-70 лет считается нормой) в городе Канчи, столице царства Паллава принадлежал к варне кшатриев (воинов), происходил из царской семьи и был третьим наследником царя. Конечно, как и положено человеку его положения, он с детства учился и не мало. Но видно что-то было не так. И он все бросил и ушел из семьи и стал изучать буддизм. Махаяну. Он стал монахом. Миссионером.
Он не просто изучал буддизм, а как-то так незаметно стал 28 патриархом буддизма (первым считается Шакьямуни, но есть непроверенные сведения что до него тоже было штук шесть Будд). Стать партиархом буддизма в Индии, на родине Будды Шакьямуни думаю что это что-то значит, но видно что-то было не так. И он ушел. Он отправиться в Китай. Потому что его видно как бы типа волновало что там в общем его любимый буддизм до народа доносят в общем не верно. Хотя есть точка зрения что его в общем там пригласил в Китай император какой-то с которым он потом в общем потом разругался потому что Бодхидхарма был злой и нетерпимый к тем кто понимает неправильно, это все знают, а император думал что если он там зерна монастырю отсыпал или там Бодхидхарму из Индии себе выписал.. то это его типа к богу приближает. Ясно дело что Бдхидхарма его разочаровал.
Так как традиционный путь в Китай в то время был занят гуннами, Бодхидхарма отправился туда морем. Сев на корабль в южноиндийском порту Махабаллипурам. После путешествия, которое продолжалось три года, он ступил на землю Китая в порту Hаньхай. В Китае он отправился в г. Лоян, где в монастыре Юннинсы проповедовал буд. учение. Есть данные что за это время его пытались раз шесть отравить.. ну потому что местные проповедники буддизма почему то невзлюбили его.. и в общем ему это как-то надоело видно.. и чтоб обезопасить не себя, а учение он ушел в никому тогда неизвестный монастырь Шаолиньсы на горе Суншань, который потом станет известным всему миру как Шаолинь.
И там в общем он провел 9 лет непрерывно втыкая в стену. Потому что он хотел чтоб все монахи надолго запомнили что нечего буквы зырить и свитки листать, потому как вот стенка.. вот человек.. и сел себе и втыкайся в общем это все что надо чтоб познать истину. И ничего не могло отвлечь его от этого занятия. Ну понятно дело что там искатели истины ломились и ученики умоляли.. ну в общем он не шелохнулся. Но был там один настойчивый очень товарищ его звали Хуэйкэ и вот отчаявшись увидеть свет истины.. он просто отрубил себе руку и просто так сказал - "обернись или следующим ударом я отсеку себе башку".. и поговаривают что тут Бодхидхарма в общем понял что товарищу действительно хочется. С тех пор и пошло хорошо известное выражение "надо до зарезу". Ну и потом в общем это товарищ стал вторым патриархом дзен, но это уже не важно, потому что дело не в руке я думаю.
И в общем все б ничего.. но видно что-то было не так в этой стене. Потому что Бодхидхарма решил заняться более нужными для урожая и скота делами. Он стал тренировать монахов. Монахи до него в Китае все были хилые и дряхлые и в общем оно и понятно они втыкались и были у них одни думы только про Просветление.. и они питались в общем духовной пищей.. а тело считали временной жалкой никчемной оболочкой. А Бодхидхарма собрал их всех и выступил с кратким докладом на тему что "Это неправильно!". А поскольку они уже в общем ему верили.. потому как он к тому времени пользовался у них заслуженным авторитетом, то они и стали делать как он сказал. Говорят что это он придумал цигун, ушу и кунг-фу, сплел в одно учение самое лучшее из йоги, даосизма и буддизма и еще много чего поговаривают. Но точно известно.. что после него монахи пошли уже не те что были раньше. Монастырь Шаолинь сейчас значительно более известен не потому что там 9 лет втыкал Бодхидхарма, а потому что его монахи прославились как искусные и непревзойденные бойцы и воины.
Ну и как-то в общем так он жил-жил.. около 40 лет в Китае.. и в общем наследие всякого рода оставленное ним до сих пор не понято и не освоено.. но поражает воображение любого кто способен его хоть как-то воспринять.. а потом он умер.
Правда в народе толкуют что когда по приказу какого-то императора вскрыли его могилу чтоб убедится что он был простой в общем то человек такой как ты и я, то там обнаружили только старый башмак. Но это видно легенда.
Вот как-то так :)
Понедельник, Декабрь 20, 2004, 13:08:48
Прю! В среду, 22-го, в 20.00 в "Медузе" очень редкий фильм "Почему Бодхидхарма ушёл на Восток". Это не просто фильм про дзен. Это настоящий дзен :) Предлагаю собраться всем вместе и пойти.
masha
|